Сайт учителя биологии МОУ СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары Голубецкой Марины Юрьевны

 

методическая копилка

 

 

 

 

 

Элективный курс

 

«Экология и здоровье человека»

 

 

 

 

Автор

Учитель биологии

М О У СОШ № 35

Голубецкая Марина Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная

 записка к элективному курсу

«Экология и здоровье человека».

 

1Обоснование

В последнее время люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не замечали, как стали происходить страшные события…

Загрязнение воздуха, рек, озёр и морей, исчезновение лесов и степей с их обитателями привели к тому, что здоровье человека тоже находиться под угрозой.

Один из путей решения проблемы-

Это формирование экологического мировоззрения и здорового образа жизни у населения.

В свете этой концепции и разработан курс «экология и здоровье человека»

 

2 Цель курса:

 

-Цель курса заключается в том, чтобы «заронить зерно» экологической культуры, которое обязательно прорастёт;

-расширить знание ребят о здоровье, здоровом образе жизни.

 

Особенности курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, применяемые в жизни, не рассматриваемые в программе школьного курса биологии.

 

3 Задачи курса

 

- Познакомить учащихся с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;

- Развивать экологическую культуру;

- Научить школьников оперировать основными понятиями о здоровье,

  Экологии и здоровом образе жизни;

-Освоить определённые навыки и практические умения в области: 1-я помощь при различных травмах, отравлениях, обморожениях, ожогах и др.

 

4 Виды ученической деятельности:

Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности:

Работа со справочной литературой, обсуждение, практическая работа, анализ информации, исследовательская работа, рефлексия, наблюдение, групповая работа и др.

 

 5 Принципы:

Отбирая материалы для включения в программу, я следовала следующим принципам:

Системность, последовательность, интересность, доступность, широта практического применения. Все принципы направлены на результат.

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса

 

Тема № 1 (5 часов)

- современность состояния природной среды

-экологическая обстановка в Чувашской Республике

-экологические проблемы биосферы

-основы рационального управления природными ресурсами и их использования

-проблема адаптации человека к окружающей среде.

 

Тема № 2 (5 часов)

- здоровье  и здоровый образ жизни. Современные взгляды учёных на состояние здоровья

-здоровый образ жизни - путь к долголетию без болезней( выступление врачей, спортсменов и др.) – встреча

-практическое занятие (экологическое расследование) « Дыхание города и здоровье человека»

-« Моя квартира, как экологическая среда» и влияние её на моё здоровье (исследование и обсуждение результатов)

- моё здоровье - в моих руках ( игра).

 

Тема № 3 (5 часов)

 - образ жизни как фактор здоровья:

- питание и здоровье

-вредные привычки ( курение, наркотики, алкоголь) и их влияние на здоровье человека

-влияние физкультуры и спорта на здоровье человека

- нетрадиционные направления медицины, способствующие поддержанию здоровья человека (аутогенная прививка, мануальная терапия, массаж).

 

Тема № 4 (7 часов)

- инфекционные и неинфекционные заболевания (источники и пути распространения, пути защиты от инфекций)

- болезни «немытых рук», правила личной гигиены, чистота одежды. Обуви, продуктов питания (2 ч.)

-венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея, и др.) - пути заражения, меры предосторожности (2 ч.)

- первая помощь при переломах, отравлениях и др.(2 ч.)

 

Тема № 5 (6 часов)

( привлечением психологов)

-что надо знать о себе, чтобы выжить (характер, внимание, ощущение, восприятие и др.)

- изменения организма в подростковом возрасте

-общение в семье, факторы влияния на поведение ребёнка

-отношение с родителями

-формирование личности человека    

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 6 (6 часов)

-игры, в которые люди

- человеческая судьба (сущность жизни, возможность регуляции судьбы)

-экстрасенсы

-роль парапсихологии в познании природы, процессов жизни, поведения людей

-мозг и парапсихологические способности человека

 

 Тема № 7(2 часа)

- экскурсия

-заключительные занятия – написание и защита проекта « Город моей мечты, где я буду здоров и счастлив».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план

 

 

№ п\п

    Тема

Кол-во

часов

Технологии

Умение и навыки учащихся

1

Антропогенное воздействие на биосферу

 

5 часов

-учебная лекция с элементами беседы

-выступления

-дебаты

обсуждения

-умение работать с информацией

-анализ литературы

-обобщение и выводы

2

Окружающая среда и здоровье человека

 5 часов

-встречи со специалистами

-урок-исследование

-наблюдения

-проблемная беседа

-игровая деятельность

-умение проводить исследования

-анализ информации

-умение вести дискуссию

-соблюдение норм поведения в окружающей среде

3

Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья

 5 часов

-учебная лекция

-семинар

-круглый стол

-игровая деятельность

-дебаты

-умение выделять причинно- следственные связи

-умение добывать знания непосредственно из реальности

-владение приёмами действий в нестандартных ситуациях

4

Санитарно-гигиенические знания и профилактика заболеваний

 7 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-деловая игра

- реферативные выступления

-встречи с врачами

-умения и навыки оказания 1-ой помощи

-умение исследовать несложные практические ситуации

5

Психолого- медицинские аспекты общения

 5 часов

-деловые игры

-конференция

-урок-лекция

-ролевые тренинги

 

 

- умения и навыки в общении между собой

6

Судьбу делает сам  человек?

 6 часов

-собеседование

-исследования

-деловые игры

 

 

-анализ информации

-навыки монологической и диалогической речи

-умение искать оригинальные решения

7

Заключительные занятия

2 часа

-посещение музея анатомии

-выставок

-экскурсия на очистные сооружения

-применение полученных знаний на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1) «Экология» 10-11 кл. (учебник) Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник,

Москва изд. «Дрофа»,2007

 

2) «Вопросы пола в биологических знаниях» Т. С. Сухова, В. С.Кучиненко,

Изд. «Вентана -Граф», 2001

 

3) «Технология обучения здоровью» (приложение к журналу «Народная школа»), Чебоксары 2005

 

4) «Экология на каждый день» Е. А, Иванова

Чебоксары 2003

 

5) «Гены и судьбы» Н. Бочков,

Изд. Молодая гвардия 1990

 

6) Биология «Человек» 8-9 класс учебник

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz